Резолюция сессии «Развитие систем экомониторинга в крупных городах России и мира»

IV Международный форум-выставка «Чистая страна» завершился в технопарке «Сколково» 3 марта. В числе тем обсуждения были ключевые направления нацпроекта «Экология» («Сохранение лесов», «Вода», «Биоразнообразие», «Воздух»). В рамках последнего выработаны предложения, которые будут способствовать развитию систем экомониторинга в России:

1. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ЧАСТИ РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ НВОС

Предлагается внесение изменений в действующее законодательство в части формирования реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду (обязательность постановки на учет всех объектов, соответствующих категорий), инвентаризация всех источников выбросов (достоверная, с учетом всех веществ и их объемов) что будет способствовать формированию полноценной картины вкладов в загрязнение атмосферного воздуха на территории. Ужесточение наказания за несвоевременное выполнение требований действующего законодательства по постановке на учет в качестве объекта негативного воздействия или формирование недостоверной информации о перечне выбрасываемых веществ и их объемах (аналогично к сбросам и отходам).

2. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ЧАСТИ В ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Предлагается внесение изменений в действующее законодательство в части проведения государственного экологического мониторинга – с сохранением прежних целей и задач его проведения, нужно их расширение, с добавлением различных типов оборудования, обеспечивающего оперативность в оценке и принятии решений, для выявления источников выбросов и снижения уровня загрязнения. Необходимо сформировать перечень технических и программных средств (модель), использование которых обеспечит решение вопросов по организации наблюдений за состоянием окружающей среды во всех субъектах РФ, возможность обмена данными и их интеграцию в информационные системы всех субъектов РФ.

3. ВНЕСЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, В СТАТЬЮ 25. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Предлагается дополнение в п. 5. На объектах I и  II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, должны быть установлены на границе санитарно защитной зоны предприятия (по ее периметру) непрерывные автоматические средства  измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также технические средства  фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в сеть интернет которые должны быть  доступны общественности в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

4. В ЧАСТИ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НАБЛЮДЕНИЯ

Формирование высокоплотной сети мониторинга за качеством атмосферного воздуха с учетом данных сводных расчетов на территории городов, в том числе на граница СЗЗ объектов негативного воздействия на окружающую среду I и II категории опасности. Интеграция данных локальных постов мониторинга в систему государственного экологического мониторинга. Формирование минимальных требований к оборудованию и программному обеспечению, формату передачи данных локальных постов мониторинга.

5. В ЧАСТИ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАСЧЕТОВ

 Внедрение методик определения концентраций ПЗВ в автоматическом режиме. Внедрения новых методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обеспечивающих трехмерный расчет рассеивания в том числе при низких скоростях ветра, характерных для неблагоприятных метеоусловий.

6. В ЧАСТИ РАЗВИТИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В целях апробации новых принципов построения единых систем мониторинга и методик оценки загрязнения атмосферного воздуха провести эксперимент по развитию, модернизации и эксплуатации такой системы на территории Челябинской области с привлечением средств федерального бюджета.

Дополнения и пояснения к данному предложению ОГКУ «Центр Экологического Мониторинга Челябинской области»

Под вспомогательными системами наблюдения имеется ввиду следующие:

  1. Сигнальная (индикативная) система станций контроля качества атмосферного воздуха (так называемые малогабаритные станции). Как видно из названия, их основная функция повышение плотности точек наблюдения, с учетом опорной сети стационарных постов.
  2. Система мультиспектрального видеонаблюдения. Данная система в настоящее время позволяет оценивать состояние качественное состояние ряда источников выбросов и направление фактического переноса загрязненных воздушных масс. При этом, применение ИК-Фурье спектрофотометрии также существенно расширяет перечень определяемых в выбросах источника загрязняющих веществ. По своей сути – это вариация рейдовых обследований.
  3. Системы комбинирующие расчетные методики и данные иных систем «умного города». Типичным примером такой системы является анализ нейросетью выбросов транспортного потока на основе видеокамер, установленных на транспортных магистралях.

Представляется, что указанные вспомогательные системы, наравне с основной системой мониторинга компонента окружающей среды, могут быть эффективны и по иным компонентам. Слово «единый» использовано для подчеркивания интеграции системой трех уровней наблюдения – федерального, регионального и локального.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью (подсистемой) системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

При этом, в настоящее время данные подсистем не синхронизированы и к решению этой проблемы надо подходить отдельно.

Субъект РФ не может выходить с инициативой о построении на основе эксперимента на его территории системы, аналогичной КИСМОС, но для реализации системы в рамках территории РФ целесообразно создать прообраз первичной региональной ячейки этой системы. Именно об этом и идет речь. В настоящее время единого стандарта региональных систем нет.

Дополнение к данному предложению ОГКУ «Центр Экологического Мониторинга Челябинской области» в части апробации новых принципов построения единых (трёхуровневых региональных) систем мониторинга (подсистем системы государственного экологического мониторинга) и методик оценки загрязнения атмосферного воздуха предлагается: провести эксперимент по развитию, модернизации и эксплуатации такой системы (подсистемы) на территории Челябинской области с привлечением средств федерального бюджета. Подробнее:

В городе Челябинске и городе Магнитогорске (городах реализации ФП и эксперимента по квотированию) действительно уже два года функционирует трехуровневая гибридная система мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Ее проблемы и соответствующие решения:

- не полная интеграция данных со всеми федеральными постами;

- необходимость расширения (уплотнения) сети, увеличение перечня наблюдаемых примесей, развития вспомогательных систем, развитие подсистем мониторинга иных компонентов;

- отсутствие внешнего контура наблюдения;

- реализация федеральными службами получаемой информации.

Развитие региональной системы не вполне отвечает скорости возникновения рисков причинения вреда окружающей среде, связанных в том числе с реализацией ряда природоохранных мероприятий. Обусловлено высокой концентрацией производств, проживанием более 60% населения области в зонах влияния промышленных предприятий.

В настоящее время Челябинской областью вложено более 180 млн рублей. В 2023 году территориальная сеть наблюдения будет расширена на 2 поста, дополнительно планируется подключение ряда локальных систем предприятий, развитие вспомогательных систем. С учетом преобладания предприятий федерального надзора к данным с территориальных постов предоставлен безвозмездный доступ заинтересованным федеральным структурам, в том числе в целях создания соответствующих информационных систем. Данные с федеральных постов, информация о НМУ, ежегодно приобретаются у Росгидромета за счет средств областного бюджета. Развитие системы Росгидромета на территории области также является фактором, способствующим развитию единой региональной системы мониторинга.

Источником финансирования эксперимента может быть субсидия, выделенная из средств федерального бюджета в рамках создания федеральной комплексной информационной системы.

Альтернативой данному решению является определение обязанности эксплуатантов ОНВОС по автоматической передаче данных с границ СЗЗ в единую региональную систему или учет (зачет) мероприятий по организации передачи таких данных при расчете вреда, причиненного окружающей среде.

7. В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Необходимо установить критерии определения точек (пространственного размещения пунктов наблюдений), в которых осуществляется измерение выбросов загрязняющих веществ при проведении наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в рамках осуществления экологического мониторинга окружающей среды.

8. В ЧАСТИ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Требуется уточнить нормы законодательства, определяющие перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю с использованием автоматических систем, указав, что такому контролю должны подлежать: – те вещества, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ окружающей среды устанавливаются технологические и экологические нормативы выбросов; – либо только те загрязняющие вещества, в отношении которых устанавливаются технологические нормативы выбросов на объектах, деятельность на которых отнесена к областям применения наилучших доступных технологий. Для территорий, на которых осуществляется квотирование выбросов загрязняющих веществ, необходимо установить отдельные критерии определения перечня контролируемых с использованием автоматических систем загрязняющих веществ с учётом их отнесения к приоритетным загрязняющим веществам.

9. В ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ ПОСТОВ

Определить статус малогабаритных постов (приборов, датчиков) в системе государственного регулирования на законодательном уровне, как «индикативные средства измерения».

10. В ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ ДЛЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Государственное регулирования использования средств измерений в области охраны окружающей среды предлагается применять аналогично использованию медицинских средств измерения.

Предложения разработаны с участием экспертов проектного офиса ФП «Чистый воздух», ГКУ «МосОблэкомониторинг», ОГКУ «Центр Экологического Мониторинга Челябинской области», ГПБУ МосЭкомониторинг», компаний «Юридический Центр Промышленной Экологии», «ЕРБА-Эко консалтинг» и др.

Поделиться в соцсетях

Новости

Все новости chevron_right