Санкции и ограничения в отношении российской экономики, введенные из-за резко обострившейся геополитической ситуации, неизбежно отразятся и на состоянии инфраструктурного рынка, который лишь недавно стал выходить из «пандемического» кризиса. К такому общему выводу пришли участники секции «ГЧП проекты с экологическим уклоном: и нашим и вашим». Она прошла в рамках форума «Чистая страна» в Технопарке «Сколково».
Модератор, управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова, отметила, что частные инвесторы не могут сейчас себе позволить вкладываться в крупные долгосрочные проекты в том числе из-за нынешних условий финансирования и отсутствия возможности планирования на долгосрочный период. Предполагается, что в итоге будут запускать некрупные проекты (до 1 млрд руб.), на которые может хватить остатков собственных средств, а также относящиеся к «нейтральным» кризисам видам инфраструктуры: коммунальной и некоторым подвидам социальной. Также необходимо понимать, что ту политику, которую поддерживали в докризисный период, необходимо спешно менять. Как со стороны ФАС РФ, так и со стороны Правительства РФ. Капитальные грант, субсидии, налоговые льготы – умноженное на сокращение административных барьеров, вот что ждет рынок.
Руководитель InfraOne Research Александра Галактионова в своем докладе также сделала особый акцент на возможности «зеленого» финансирования инфраструктурных проектов. ESG повестка, по ее мнению, претерпела значительные изменения: снижение объемов доступного внутреннего капитала и практически полная заморозка доступа к зарубежным долговым рынкам. Как и грядущее отсутствие иностранных покупателей российских активов в кратко- и среднесрочной перспективе. Доступ России к ESG-рынку с весны 2022 года сократился только до стран Арабского мира и Азия, в невысоком размере до $3 трлн.
Также новые санкции и ограничения в отношении российских финансовых структур снизили объем доступного в 2022-2023 годах для инфраструктуры капитала до 2 – 2,5 трлн руб., это соответствует уровню ожиданий пятилетней давности, но рост цен позволит построить за такие средства меньше инфраструктурных, так необходимых сейчас населению, объектов.
Управляющий директор «Спектрум-Холдинг» Андрей Новиков был еще более категоричен. По его мнению, современные экологичные технологии и материалы в основном импортные, а предоставить отечественные аналоги в ближайшие даже 5 лет Россия не сможет. Также не стоит забывать про необходимость оплаты трансграничного углеродного налога ЕС. Буквально 15 марта страны Евросоюза подтвердили, что определились по параметрам. Это означает внедрение данных обязательных выплат уже начиная с 2024 года. России остается или платить достаточно много при экспорте товаров, независимо от того страны это Азии или ЕС, или срочно модернизировать инфраструктуру и сокращать вредное воздействие на экологию производством.
С этим также согласился управляющий директор «Национальные Кредитные Рейтинги» Андрей Пискунов. Эксперт обратил внимание слушателей, что несмотря на то, что отечественная сертификация и таксономия была создана в кратчайшие сроки, сложности с международной сертификацией ESG-проектов у отечественных компаний никто не отменял исходя из поставленных реалий. Плюс необходимо срочно выработать механизм получения льгот и преференций по финансированию после прохождения такой «проверки» и получения того или иного высокого рейтинга.
И несмотря на то, что недавним Указом президента «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты наседания в РФ» от 16 марта 2022 года предусмотрено обеспечение бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной, логистической, социальной инфраструктуры, объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания, энергетики, промышленности и связи в заключении руководитель направления финансирования ТКО, Центр ГЧП Сбера Ирина Моргачева, как представитель финансового сектора, особо отметила, что когда каждый проект столкнулся с проблемой удорожания строительных материалов и оборудования, необходимостью менять технологические решения, а также с ростом процентных ставок по привлекаемому финансированию, появилась необходимость в мерах поддержки со стороны государства. В противном случае реализация проектов может просто остановиться. В качестве действительно эффективных мер поддержки могут выступать классические инструменты такие, как прямое субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, выделение капитальных грантов по новым проектам, а также помощь регионам в выплате недополученных доходов регоператорам и собственникам объектов обработки и захоронения отходов.